Главная Карта сайта Контакты
 

Финансы домохозяйств и спасение сбережений вкладчиков / О феномене Донского народного банка

О ФЕНОМЕНЕ ДОНСКОГО НАРОДНОГО БАНКА
Эзрох Ю.С.,
кандидат экономических наук, старший преподаватель
кафедры банковского дела,
Новосибирский государственный университет
экономики и управления


Читать историю создания и развития любой успешной компании – чрезвычайно приятно. Если же в конце случается хэппи-энд – то вдвойне. Сразу вспоминается непередаваемый, убаюкивающий и звенящий голос Юрия Яковлева: «Зритель любит детективные фильмы. Ему нравится смотреть картину, заранее зная, чем она кончится».
 
В начале 2010 года была завершена реорганизация в форме присоединения к ОТП банку Донского народного банка [1]. На месте региональной кредитной организации был образован филиал московского банка с зарубежным капиталом. Донской народный банк стал частью группы ОТП в 2007 году. Для банка это был хэппи-энд. Ведь уже буквально через год началась открытая фаза мирового финансово-экономического кризиса, и региональные банки стали неинтересны зарубежным инвесторам.
 
Основными причинами интереса зарубежных инвесторов к небольшому (на 01 января 2010 года – 353 место по величине нетто-активов) региональному банку в Ростовской области стала обслуживаемая им клиентская база, широкая сеть подразделений и хорошее финансово-экономическое положение.
 
Почему у этого банка все получилось, а у сотен других – нет? Общеизвестно, что кадры решают все. Не согласимся с распространенным за рубежом положением теории корпоративного управления о необходимости разделения владения и управления. Наоборот, когда топ-менеджерами являются совладельцы банка (или любой другой организации), это обычно оказывает позитивное влияние на его деятельность. Пример Донского народного банка – тому доказательство (а Мособлбанка – исключение).
 
Личная честность, компетентность, энергичность – непременные атрибуты успешного высшего руководителя банка. Такой человек вряд ли захочет окружать себя людьми с иными нравственными установками. Его заместители, в свою очередь, набирают в курируемые ими подразделения людей, обладающих схожими качествами. Численность небольшого регионального банка обычно невысока, к тому же все сотрудники «на виду». Несомненно, это позволяло проводить кадровую работу на высоком уровне. В Донском народном банке на 01.01.2010 г. работало 511 человек.
 
Большим преимуществом регионального банка, а говоря шире – банка, в котором решения принимаются преимущественно акционерами, участвующими в управлении, – является автономность в принятии решений: какие ставки устанавливать по вкладам, по кредитам, кому выдавать деньги и т.д. Конечно, это невозможно в большинстве банковских филиалов, да и для многих банков, в которых центров приятия решений – множество.
 
Сейчас уже с улыбкой воспринимаются рассказы о периоде становления банковской системы, о нарушениях, которые допускали банки [2]. Какие времена, такие и банки – в 90-е гг. в России жили не по закону, а по «понятиям». В рамках такого мировосприятия перевод средств без согласия кредиторов в другой банк воспринимается безусловно положительно – деньги-то спасли! Правда и сейчас это возможно. Агентство по страхованию вкладов при проведении санации проблемного банка действительно вправе без согласия вкладчиков передать обязательства перед ними «здоровому» банку. То есть команда Донского народного банка использовала подобный механизм, хоть и не в рамках действующего законодательства: в 1994 и в 1998 годах, спасая средства клиентов филиалов банков – банкротов. К тому же это происходило во времена, когда не еще не было ни АСВ, ни его предшественника – Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО).
 
Возврат средств вкладчикам филиала банка, терпящего катастрофу, свидетельствует о высоком уровне заинтересованности сотрудников в благополучии всех «своих» клиентов. Такие «клиентоориентированные» действия с трудом можно представить в современном мире.
 
Что ж, время расцвета небольших банков в России давно закончилось. Но история развивается по спирали. Современные крупные и средние банки, наряду с несомненными достоинствами (высокая устойчивость, более низкие затраты на привлечение ресурсов и т.д.), обладают недостатками, объективно обусловленными их размерами – отсутствие гибкости в принятии решений, индивидуального подхода к массовыми клиентам и т.д. Да, в тренде – создание приват-банкинга с суперобслуживанием состоятельных клиентов. Со временем и «менее доходных» клиентов будут обслуживать более гибко.
 
Когда это произойдет? Наверное, только тогда, когда организовывать этот процесс будут люди, обладающие качествами руководителей Донского народного банка.

 

 
Адрес: 347871, Ростовская область. г. Гуково, ул. Мира, 44
Телефон: 8 (86361) 5-29-31

E-mail: deputy@shafirov.ru
Создание сайта:
ООО "Веб Статус"